Экология и климат

Золотая лихорадка в Перу превратила тропические леса в ртутные помойки

Один из местных лесов поставил рекорд по концентрации ртути в дикой природе.

Как думаете, в какой части мира зафиксирован самый высокий уровень загрязнения атмосферы ртутью? Вряд ли первое, что пришло вам в голову – это участок нетронутого тропического леса Амазонки. Тем не менее, это именно так.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, международная группа ученых показывает, что незаконная добыча золота в перуанской Амазонии привела к исключительно высокому уровню ртутного загрязнения атмосферы на биологической станции Лос-Амигос в Перу.

Ученые обнаружили, что в одном старовозрастном девственном лесу содержится самый высокий уровень ртути из когда-либо зарегистрированных. Это место составляет конкуренцию даже промышленным районам, где добывается ртуть. У птиц из этого района в организме ртути в двенадцать раз больше, чем у пернатых из менее загрязненных районов.

Старатели в Перу добывают золото с помощью амальгамации – метода извлечения металлов из руд смачиванием в ртути. Чистая ртуть имеет тенденцию скатываться в единую массу. Шарик ртути также притягивает к себе частицы золота, поглощая их в свою массу. В ходе этого процесса образуются гранулы, достаточно большие, чтобы их можно было уловить через сито.

В дальнейшем местные золотодобытчики сжигают эти гранулы в печах с открытым огнем. Высокая температура отделяет золото от ртути – драгметалл плавится, а ртуть испаряется. Этот ртутный дым смывается дождем в почву, оседает на поверхности листьев и поглощается ими.

Чтобы измерить концентрации этой ртути, ученые собрали образцы воздуха, опавших листьев, почвы и зеленых листьев с верхушек тропических деревьев. Они сосредоточились на четырех типах местной среды: лесном и обезлесенном, рядом с горнодобывающей промышленностью и вдали от нее. Два лесных массива рядом с промышленным производством представляют собой участки с небольшими тощими деревьями, а третий – это биологическая станция Лос-Амигос, нетронутый старовозрастный лес, который никогда не вырубали.

В обезлесенных районах, где ртуть могла оказаться только вместе с осадками, уровень ее содержания был низким, независимо от расстояния до горнодобывающих предприятий. В четырех районах леса (два рядом с горнодобывающей промышленностью и два вдали) уровень ртути соответствовал среднемировым показателям. А вот леса рядом с местом золотодобычи показали рекордные значения. 

Реклама

 

«Мы обнаружили, что зрелые амазонские леса вблизи мест добычи золота поглощают огромные объемы атмосферной ртути, больше, чем любая другая ранее изученная экосистема во всем мире», – Жаклин Герсон, соавтор исследования из Университета Дьюка.

Герсон и ее команда измерили параметр, называемый индексом площади листьев, который показывает, насколько плотным является полог леса. Они обнаружили, что уровень содержания ртути напрямую связан с индексом площади листьев: чем плотнее полог леса, тем больше ртути он содержит. Навес действует как ловушка для газов и твердых частиц, возникающих в результате сжигания поблизости золотортутных гранул.

Чтобы оценить, сколько ртути, попавшей в полог леса, проходит через пищевую сеть, команда измерила ртуть, накопленную в перьях трех видов певчих птиц в этом районе. У птиц из Лос-Амигос в перьях было в среднем в три, а то и в 12 раз больше ртути, чем у птиц с более удаленной биологической станции. Такие высокие концентрации ртути могут спровоцировать снижение репродуктивного успеха этих птиц на 30%, сообщают ученые.

«Эти леса оказывают огромную услугу, улавливая огромную долю этой ртути и предотвращая ее попадание в глобальный атмосферный бассейн. Теперь еще важнее, чтобы они не были сожжены или вырублены, потому что это приведет к выбросу всей этой ртути обратно в атмосферу», – говорит соавтор исследования Эмили Бернхардт.

Как отмечают исследователи, мелкомасштабная кустарная добыча золота является важным источником средств к существованию для местных сообществ. Сродни американской золотой лихорадке, опустошившей Калифорнию в 1850-х годах, она вызвана экономической необходимостью и несоразмерно влияет на коренные общины.

«Есть причина, по которой люди занимаются добычей полезных ископаемых. Это важный источник средств к существованию, поэтому наша цель состоит не в том, чтобы полностью запретить добычу, и не в том, чтобы такие люди, как мы, приезжающие из США, навязывали свои решения или определяли, что должно происходить.

Цель состоит в том, чтобы подчеркнуть, что нам необходимо работать с местными сообществами, чтобы найти способы для старателей иметь устойчивые средства к существованию и защитить коренные сообщества от отравления воздуха и воды», – заключает Герсон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть